12.10.2018
Как вы уже знаете, с 1 сентября 2018 года в Украине действует строительная амнистия. Основным документом, определяющим ее процедуру является соответствующий Порядок, утвержденный Приказом Минрегионстроя № 158 от 03.07.2018. На сегодняшний день с момента начала «амнистии» прошел месяц!
Напомним, что для того, чтобы узаконить самовольно построенный дом или хозяйственную постройку, такой объект должен соответствовать ряду требований:
И если эти критерии достаточно понятны и просты, то сама процедура имеет некоторые неточности, что создает риски административных барьеров!
Так, конечным этапом оформления документов является получение декларации о готовности к эксплуатации самовольно построенного объекта и регистрация права собственности на него. Эта декларация рассматривается и регистрируется местным органом архитектурно-строительной инспекции Украины (в народе именуемой «ГАСКом»).
Более подробно об этой процедуре можно узнать на этой странице.
Наша компания уже работает по этому порядку. На счету специалистов Центра сопровождения строительства «Арма Херсон» есть оформленные «под ключ» самовольно построенные объекты и мы готовы поделиться своим опытом.
Первое на что стоит обратить внимание – это полное отсутствие процедуры, которая определяет год постройки здания. На текущий момент данные об этом указываются только в техническом паспорте (на странице экспликации зданий и сооружений), а также в техническом осмотре эксперта. Но и в первом, и во втором случае данные о периоде постройки записываются только со слов заказчика! Сам же порядок не содержит даже намека на документы, которые могут это подтвердить.
Тем не менее, органы контроля уполномочены проверять достоверность внесенных в декларацию данных (в т.ч. года постройки) и в случае выявления «липы» – отказывать в регистрации декларации или аннулировать уже полученную. Таким образом, при отсутствии четкого механизма подтверждения года постройки «доказать» свою правоту может быть нелегко.
Второе, и самое главное. Для оформления дома или хозяйственной постройки необходимо получить в отделе архитектуры местного органа самоуправления (горсовете, сельсовете) или органа власти (райгосадминистиции) специальный документ, подтверждающий соответствие места размещения объекта требованиям государственных строительных норм.
И вот это самое интересное! Потому как в Порядке об этом и слова нет, а вот в бланке декларации на готовность к эксплуатации – есть, и от этого документа никуда не денешься. И здесь появляется масса вопросов: какой пакет документов подавать в архитектуру? Каким строительным нормам должно отвечать здание (их очень и очень много)? В какие сроки рассматривается эти документы? Какие причины для отказа и так далее, и тому подобное… Объективно, в случае отсутствия «прописанного» механизма, в каждом населенном пункте будут устанавливать свои правила и требования. Где-то сложнее, где-то проще.
Третье. В Порядке отсутствует перечень полномочий органов контроля при проверке достоверности данных в указанных документах. Соответственно, руководствуясь общими положениями законодательства в сфере строительной деятельности, инспектор ГАСКа имеет право: обследовать объект с выходом на место; привлекать экспертов и специалистов к его проверке; истребовать в органах местного самоуправления, БТИ, любые документы на дом и участок. Таким образом, если у вас захотят найти «проблемы», то обязательно найдут!
Выход из ситуации: Специалистами нашего Центра сопровождения строительства «Арма Херсон» принято решение разрабатывать схему размещения зданий на топографической основе территории в масштабе 1:500 с нанесением зданий и сооружений; границ участка по кадастровому плану; существующих инженерных сетей. В этой схеме также указывается нормативные требования и примечания о соответствии нашего объекта строительным нормам. Более того, во всех случаях мы настоятельно рекомендуем проводить техническое обследование здания с привлечением сертифицированного специалиста и получением официального заключения.
Такой подход обеспечивает четкое выполнение всех требований процедуры ввода в эксплуатацию самостроя, а также сводит к нулю проблемы по оформлению всех необходимых согласований и документов.
Вывод прост: сколько бы раз власти не говорили или не писали о «простоте и прозрачности» строительной амнистии, поводов для отказа и неточностей в этой процедуре предостаточно.
29.05.2020
Разграничение функций органов градостроительства и архитектурно-градостроительных советов
Минрегионом представлен обновленный проект Закона. Вносит правки в законодательные акты, касающиеся разграничения функций уполн... Читати далі
Минрегионом представлен обновленный проект Закона. Вносит правки в законодательные акты, касающиеся разграничения функций уполн... Читати далі
26.05.2020
Решение ОМС о сносе самовольно построенных объектов не обязательное к исполнению
Верховный Суд вынес Постановление по делу №461/4655/16-а. Касается вопроса отмены распоряжения про демонтаж самовольно установл... Читати далі
Верховный Суд вынес Постановление по делу №461/4655/16-а. Касается вопроса отмены распоряжения про демонтаж самовольно установл... Читати далі
22.05.2020
Удаление зеленых насаждений при строительстве: новый законопроект
Профильным комитетом ВРУ рассмотрен законопроект №2688. Он вносит изменения в ЗУ «О благоустройстве населенных пунктов». Цель –... Читати далі
Профильным комитетом ВРУ рассмотрен законопроект №2688. Он вносит изменения в ЗУ «О благоустройстве населенных пунктов». Цель –... Читати далі
19.05.2020
Минрегион продлил полномочия саморегулируемых организаций на проведение аттестации в строительстве
Минрегион продлил делегированные полномочия саморегулируемых организаций в сфере архитектурной деятельности на 2 года. Имеется ... Читати далі
Минрегион продлил делегированные полномочия саморегулируемых организаций в сфере архитектурной деятельности на 2 года. Имеется ... Читати далі
15.05.2020
Верховный Суд вынес Постановление по делу №640/18866/18. Касалось отказа Департаментом градостроительства и архитектуры исполни... Читати далі
Верховный Суд вынес Постановление по делу №640/18866/18. Касалось отказа Департаментом градостроительства и архитектуры исполни... Читати далі
12.05.2020
Усиление ответственности за использование помещений многоквартирных домов не по назначению
22 апреля профильным комитетом ВРУ были рассмотрены проекты Законов Украины с регистрационными номерами №2564 и №2354. Цель обо... Читати далі
22 апреля профильным комитетом ВРУ были рассмотрены проекты Законов Украины с регистрационными номерами №2564 и №2354. Цель обо... Читати далі