21.12.2019
5 декабря ВР приняла ЗУ «О внесении изменений в Налоговый Кодекс» (No2047-д). Направлен на ликвидацию коррупции при регистрации данных из отчетов про оценку недвижимости (далее – отчеты). Это сделает процесс купли-продажи более прозрачным.
Цель Закона – упростить процедуру определения стоимости объектов. Для этого:
Электронные площадки
ЗУ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» (No2245-VIII) 1 января 2018 года обрел юридическую силу. Им внедрена Единая база данных отчетов (далее – База). Представлена:
По Закону, оценщики обязаны вводить данные из отчетов. Это необходимо для их регистрации посредством авторизованных электронных ресурсов. Напомним, ранее это осуществлялось непосредственно в Базу.
Площадки начали действовать 18 июля 2018 года. Их основной функцией является передача информации от оценщиков напрямую. При этом, исключается необходимость обработки данных государственной базой и дальнейшее возвращение результатов модулем автоматической проверки отчетов.
Состоянием на 10 октября 2019 года, в пользу площадок с населения взыскали свыше 700 млн грн.
Изменения с 01 января 2020 года
Определение рыночной стоимости будет автоматизировано. Процесс будет происходить на основании данных об объекте, которые любое лицо может внести в Базу онлайн. Информация должна подтверждаться официальными документами. Перечень данных, которые нужно внести в Базу, утверждает ФГИУ.
Чтобы сформировать информационную основу для определения рыночной стоимости, Фонд будет использовать:
В процессе определения стоимости каждой справке автоматически присваивают уникальный регистрационный номер. Также это распространяется на формирование соответствующих электронных справок по запросу лиц. Тоже происходит в автоматическом режиме.
Информация в Базе будет открытой. Предусматривается обнародование всех данных про объект, а также стоимость в автоматическом режиме. Информацию можно загрузить. Скрытыми останутся персональные данные владельца и заказчика отчета.
База станет удобным, абсолютно открытым и бесплатным интерактивным сервисом как для специалистов отрасли, так и общество в целом. Это гораздо удобнее, чем электронные таблицы, которые еженедельно обнародуют вручную. К тому же, в неполном виде.
Нотариусы получат к Базе бесплатный доступ. Это позволит проверять:
Для налогообложения не применяются отчеты, которые:
База не присвоит отчету уникальный номер, если после даты его составления прошло больше 5 рабочих дней. То же касается документов, которые рецензировались. В этом случае учитывается дата завершения рассмотрения отчета.
Регистрация документа и присвоение уникального номера происходит при соблюдении одного условия. Определенная в нем стоимость должна находиться в рамках допустимого 25%-го ценового диапазона рыночных цен на сопоставляемую недвижимость. При этом учитываются данные, присутствующие в Базе. Алгоритмы, по которым устанавливаются подходящие для сопоставления объекты, определяет ФГИУ.
Стоимость оценки недвижимости – 2,5% от величины прожиточного минимума. Точнее, речь про услугу формирования Базой электронной справки про рыночную стоимость. В качестве последнего берется норма для трудоспособных лиц, действующая состоянием на 1 января того года, в котором делается справка. На 01 января сумма составит 50,68 грн.
Стоимость регистрации отчета – 10% от величины прожиточного минимума. Норма устанавливается так же, как и в предыдущем случае. 1 января она составит приблизительно 300 грн.
Отчеты хранятся в Базе в электронном формате.
Обязанности Фонда, согласно Закону
С 31.01.2020 года:
С 01.07.2020 года в Базе будут:
До 01.07.2020 года Фонд должен обеспечить права интеллектуальной собственности на Базу и все ее компоненты (включая ПО).
Реалии
Принятие закона имеет массу положительных моментов. Но возникает вопрос: не увеличатся ли с 1 января 2020 года расходы сторон, заключающих договор купли-продажи недвижимости?
Стоит вспомнить про опыт, который был у заказчиков первые пару месяцев после запуска модуля автоматической проверки информации из отчетов. Тогда программа «пропускала» цену имущества. Это при том, что последняя иногда была в разы больше, чем рыночная стоимость недвижимости.
Доход от продажи недвижимости рассчитывается исходя из цены, приведенной в договоре. Должен быть не меньше стоимости, которую определил модуль.
Поэтому собственникам полагалось платить «лишние» сборы, либо налог за продажу недвижимости с лихвой.
К примеру, в 2018 году ФГИУ были опубликованы величины индикатора, которые обобщили по территориальному признаку. Для жилой недвижимости они оказались следующими:
Напомним, что данные показатели влияют на расчет суммы паевого участия при строительстве. В скором времени оно перестанет действовать. Однако для договоров, заключенных до 1 января паевой взнос остается актуальным.
Но даже по состоянию на 2018 год, эти показатели сложно назвать рыночными. Причем даже если учесть, что в центральной части городов есть новостройки (с ценой 50-100 тыс. грн/м2) и хрущевки.
Модуль определения рыночной стоимости и алгоритмы, определяющие сопоставимые объекты недвижимости должны учитывать все факторы, влияющие на стоимость. Иначе затраты сторон соглашения существенно возрастут. Более того, они будут существенно больше суммы, которую сейчас «экономят» электронные ресурсы – 1860 грн.
Стоит отметить, что в Законе предусмотрен отказ в регистрации отчета. Это происходит автоматически. Основание – превышение определенной в отчете стоимости допустимого ценового диапазона в 25%. В таком случае предусмотрена возможность обращения лица с заявлением о проведении рецензирования отчета. Может осуществляться человеком, который использует отчет, либо субъектом оценочной деятельности. Происходит на протяжение 5 дней (рабочих) с момента отказа в регистрации в электронном формате (через Единую базу), либо письменно (в ФГИУ).
Рассмотрение длится до 5 дней (рабочих). Осуществляет его ФГИУ, впоследствии принимая соответствующее решение.
Но и тут непонятно, во сколько обойдутся услуги субъекта оценочной деятельности, касающиеся подготовки отчета и обращения в ФГИУ. Плюс, нет гарантий, что решение Фонда будет положительным.
08.05.2020
Если в МБУ указана необходимость получения некоторых ТУ, то это надо выполнить
24 марта Верховный Суд вынес Постановление по делу №640/13670/19. Истец оспаривал требования МУО о наличии ТУ. Последние отсутс... Читати далі
24 марта Верховный Суд вынес Постановление по делу №640/13670/19. Истец оспаривал требования МУО о наличии ТУ. Последние отсутс... Читати далі
05.05.2020
В Минрегионе обсудили проблемные вопросы реформирования системы государственного госархстройконтроля
16 апреля состоялось онлайн-совещание по вопросам переходного периода реформирования системы государственного архитектурного ко... Читати далі
16 апреля состоялось онлайн-совещание по вопросам переходного периода реформирования системы государственного архитектурного ко... Читати далі
30.04.2020
Для разрешения ГАСК МУО не нужны (справка органа градостроительства)
18.03.2020 обрели юридическую силу два Постановления КМУ. Ранее мы о них писали. Если кратко, то: Постановление №218. Д... Читати далі
18.03.2020 обрели юридическую силу два Постановления КМУ. Ранее мы о них писали. Если кратко, то: Постановление №218. Д... Читати далі
28.04.2020
Изменения в законах, касающихся градостроительной и архитектурной деятельности
14 апреля ВРУ зарегистрировала законопроект №3336. Он вносит изменения в ряд законов, касающихся градостроительства и архитекту... Читати далі
14 апреля ВРУ зарегистрировала законопроект №3336. Он вносит изменения в ряд законов, касающихся градостроительства и архитекту... Читати далі
24.04.2020
Услуги в градостроительстве во время карантина: стройпаспорт, МУО и документы ДАБИ через ЦНАП
Согласно ЗУ №530-IX с момента объявления карантина остановлены сроки обращений за получением административных и иных услуг. При... Читати далі
Согласно ЗУ №530-IX с момента объявления карантина остановлены сроки обращений за получением административных и иных услуг. При... Читати далі
20.04.2020
Проблема с регистрацией права собственности на реконструированные объекты
При осуществлении реконструкции, реставрации, либо капремонта градостроительного объекта, предусмотрено проведение государствен... Читати далі
При осуществлении реконструкции, реставрации, либо капремонта градостроительного объекта, предусмотрено проведение государствен... Читати далі