X

Новости и Аналитика

Автоматизация оценки имущества с 2020 года

Автоматизация оценки имущества с 2020 года

21.12.2019

Автоматизация оценки имущества с 2020 года

260

5 декабря ВР приняла ЗУ «О внесении изменений в Налоговый Кодекс» (No2047-д). Направлен на ликвидацию коррупции при регистрации данных из отчетов про оценку недвижимости (далее – отчеты). Это сделает процесс купли-продажи более прозрачным.

Цель Закона – упростить процедуру определения стоимости объектов. Для этого:

  1. Предложено ликвидировать коррупцию при регистрации данных из отчетов.
  2. Оценка имущества будет происходить по новой технологии в автоматическом режиме и через модуль ФГИУ.

Электронные площадки

ЗУ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» (No2245-VIII) 1 января 2018 года обрел юридическую силу. Им внедрена Единая база данных отчетов (далее – База). Представлена:

  • модулем, который определяет рыночную стоимость в электронном формате;
  • базой данных.

По Закону, оценщики обязаны вводить данные из отчетов. Это необходимо для их регистрации посредством авторизованных электронных ресурсов. Напомним, ранее это осуществлялось непосредственно в Базу.

Площадки начали действовать 18 июля 2018 года. Их основной функцией является передача информации от оценщиков напрямую. При этом, исключается необходимость обработки данных государственной базой и дальнейшее возвращение результатов модулем автоматической проверки отчетов.

Состоянием на 10 октября 2019 года, в пользу площадок с населения взыскали свыше 700 млн грн.

Изменения с 01 января 2020 года

Определение рыночной стоимости будет автоматизировано. Процесс будет происходить на основании данных об объекте, которые любое лицо может внести в Базу онлайн. Информация должна подтверждаться официальными документами. Перечень данных, которые нужно внести в Базу, утверждает ФГИУ.

Чтобы сформировать информационную основу для определения рыночной стоимости, Фонд будет использовать:

  • открытые информационные источники;
  • данные о рыночной стоимости недвижимости (вносятся в Базу на основании отчетов);
  • данные о ценах, приведенных в договорах купли-продажи (вносятся в Базу нотариусами).

В процессе определения стоимости каждой справке автоматически присваивают уникальный регистрационный номер. Также это распространяется на формирование соответствующих электронных справок по запросу лиц. Тоже происходит в автоматическом режиме.

Информация в Базе будет открытой. Предусматривается обнародование всех данных про объект, а также стоимость в автоматическом режиме. Информацию можно загрузить. Скрытыми останутся персональные данные владельца и заказчика отчета.

База станет удобным, абсолютно открытым и бесплатным интерактивным сервисом как для специалистов отрасли, так и общество в целом.  Это гораздо удобнее, чем электронные таблицы, которые еженедельно обнародуют вручную. К тому же, в неполном виде.

Нотариусы получат к Базе бесплатный доступ. Это позволит проверять:

  • формирование справки об рыночной стоимости;
  • регистрацию отчета;
  • присвоение объекту уникального регистрационного номера;
  • вносить данные про цену объекта, приведенную в договоре купли-продажи (им же удостоверяется).

Для налогообложения не применяются отчеты, которые:

  • не были зарегистрированы в Базе или лишены уникального регистрационного номера (согласно Закону);
  • были зарегистрированы свыше 6 месяцев тому.

База не присвоит отчету уникальный номер, если после даты его составления прошло больше 5 рабочих дней. То же касается документов, которые рецензировались. В этом случае учитывается дата завершения рассмотрения отчета.

Регистрация документа и присвоение уникального номера происходит при соблюдении одного условия. Определенная в нем стоимость должна находиться в рамках допустимого 25%-го ценового диапазона рыночных цен на сопоставляемую недвижимость. При этом учитываются данные, присутствующие в Базе. Алгоритмы, по которым устанавливаются подходящие для сопоставления объекты, определяет ФГИУ.

Стоимость оценки недвижимости – 2,5% от величины прожиточного минимума. Точнее, речь про услугу формирования Базой электронной справки про рыночную стоимость. В качестве последнего берется норма для трудоспособных лиц, действующая состоянием на 1 января того года, в котором делается справка. На 01 января сумма составит 50,68 грн.

Стоимость регистрации отчета – 10% от величины прожиточного минимума. Норма устанавливается так же, как и в предыдущем случае. 1 января она составит приблизительно 300 грн.

Отчеты хранятся в Базе в электронном формате.

Обязанности Фонда, согласно Закону

С 31.01.2020 года:

  • отключить от Базы все электронные ресурсы;
  • обеспечить функционирования Базы с возможностью внесения оценщиками соответствующих данных в прямом, бесплатном и беспрепятственном режиме;
  • позволить нотариусам бесплатно и беспрепятственно мониторить регистрацию отчетов.

С 01.07.2020 года в Базе будут:

  • электронное определение рыночной стоимости;
  • отчеты, касающиеся оценки модуля электронного расчета цены;
  • формирование Е-справок про рыночную стоимость в автоматическом режиме.

До 01.07.2020 года Фонд должен обеспечить права интеллектуальной собственности на Базу и все ее компоненты (включая ПО).

Реалии

Принятие закона имеет массу положительных моментов. Но возникает вопрос: не увеличатся ли с 1 января 2020 года расходы сторон, заключающих договор купли-продажи недвижимости?

Стоит вспомнить про опыт, который был у заказчиков первые пару месяцев после запуска модуля автоматической проверки информации из отчетов. Тогда программа «пропускала» цену имущества. Это при том, что последняя иногда была в разы больше, чем рыночная стоимость недвижимости.

Доход от продажи недвижимости рассчитывается исходя из цены, приведенной в договоре. Должен быть не меньше стоимости, которую определил модуль.

Поэтому собственникам полагалось платить «лишние» сборы, либо налог за продажу недвижимости с лихвой.

К примеру, в 2018 году ФГИУ были опубликованы величины индикатора, которые обобщили по территориальному признаку. Для жилой недвижимости они оказались следующими:

  1. Киев:
  • центральная зона – 33 207 грн/м2;
  • районные центры – 6 591 грн/м2.
  1. Львов:
  • центральная зона – 26 669 грн/м2;
  • районные центры – 5 679 грн/м2.
  1. Одесса:
  • центральная зона – 27 604 грн/м2;
  • районные центры – 6 080 грн/м2.

Напомним, что данные показатели влияют на расчет суммы паевого участия при строительстве. В скором времени оно перестанет действовать. Однако для договоров, заключенных до 1 января паевой взнос остается актуальным.

Но даже по состоянию на 2018 год, эти показатели сложно назвать рыночными. Причем даже если учесть, что в центральной части городов есть новостройки (с ценой 50-100 тыс. грн/м2) и хрущевки.

Модуль определения рыночной стоимости и алгоритмы, определяющие сопоставимые объекты недвижимости должны учитывать все факторы, влияющие на стоимость. Иначе затраты сторон соглашения существенно возрастут. Более того, они будут существенно больше суммы, которую сейчас «экономят» электронные ресурсы – 1860 грн.

Стоит отметить, что в Законе предусмотрен отказ в регистрации отчета. Это происходит автоматически. Основание – превышение определенной в отчете стоимости допустимого ценового диапазона в 25%. В таком случае предусмотрена возможность обращения лица с заявлением о проведении рецензирования отчета. Может осуществляться человеком, который использует отчет, либо субъектом оценочной деятельности. Происходит на протяжение 5 дней (рабочих) с момента отказа в регистрации в электронном формате (через Единую базу), либо письменно (в ФГИУ).

Рассмотрение длится до 5 дней (рабочих). Осуществляет его ФГИУ, впоследствии принимая соответствующее решение.

Но и тут непонятно, во сколько обойдутся услуги субъекта оценочной деятельности, касающиеся подготовки отчета и обращения в ФГИУ. Плюс, нет гарантий, что решение Фонда будет положительным.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Остались вопросы?Задайте их нашему специалисту и получите ответ в течении 20 минут.

Законопроект №5071: новые термины и редакции статей

19.03.2021

70

Законопроект №5071: новые термины и редакции статей

Ранее мы уже писали про изменения в строительстве, внесенные законопроектом №5071. Напомним, он был зарегистрирован ВРУ 16 февр... Читать далее

Ранее мы уже писали про изменения в строительстве, внесенные законопроектом №5071. Напомним, он был зарегистрирован ВРУ 16 февр... Читать далее

Существенные изменения в строительстве: Законопроект №5071

16.03.2021

110

Существенные изменения в строительстве: Законопроект №5071

ВРУ зарегистрировала законопроект №5071. Это произошло 16 февраля. Документ вносит существенные изменения в ряд нормативных акт... Читать далее

ВРУ зарегистрировала законопроект №5071. Это произошло 16 февраля. Документ вносит существенные изменения в ряд нормативных акт... Читать далее

Законопроект №0850: единая правовая судьба земельного участка и размещенной на нем недвижимости

12.03.2021

121

Законопроект №0850: единая правовая судьба земельного участка и размещенной на нем недвижимости

ВРУ 2 февраля приняла законопроект №0850. Его цель – устранить пробелы и несоответствия в нормах, которые регулируют права поль... Читать далее

ВРУ 2 февраля приняла законопроект №0850. Его цель – устранить пробелы и несоответствия в нормах, которые регулируют права поль... Читать далее

Строительная амнистия в 2021: новый приказ Минрегиона

10.03.2021

192

Строительная амнистия в 2021: новый приказ Минрегиона

5 января Минрегион опубликовал проект приказа, вносящий изменения в Порядок выполнения техобследования и введения в эксплуатаци... Читать далее

5 января Минрегион опубликовал проект приказа, вносящий изменения в Порядок выполнения техобследования и введения в эксплуатаци... Читать далее

Требования к расстояниям между зданиями: исключения

23.02.2021

176

Требования к расстояниям между зданиями: исключения

ДБН Б.2.2-12:2019 начал действовать более года тому. С 1 октября 2019 года именно он регулирует нормы расположения строений на ... Читать далее

ДБН Б.2.2-12:2019 начал действовать более года тому. С 1 октября 2019 года именно он регулирует нормы расположения строений на ... Читать далее

Государственный архитектурно-строительный контроль восстановят

23.02.2021

62

Государственный архитектурно-строительный контроль восстановят

Такое решение было принято в ходе заседания ВСК 10 декабря. Причина – массовое самовольное строительство и невозможность влияни... Читать далее

Такое решение было принято в ходе заседания ВСК 10 декабря. Причина – массовое самовольное строительство и невозможность влияни... Читать далее