Ми працюємо по всій території України

пн-пт з 9:00 до 18:00

Замовити дзвінок

    X

    Новини та Аналітика

    Автоматизация оценки имущества с 2020 года

    Автоматизация оценки имущества с 2020 года

    21.12.2019

    Автоматизация оценки имущества с 2020 года

    2 475

    5 декабря ВР приняла ЗУ «О внесении изменений в Налоговый Кодекс» (No2047-д). Направлен на ликвидацию коррупции при регистрации данных из отчетов про оценку недвижимости (далее – отчеты). Это сделает процесс купли-продажи более прозрачным.

    Цель Закона – упростить процедуру определения стоимости объектов. Для этого:

    1. Предложено ликвидировать коррупцию при регистрации данных из отчетов.
    2. Оценка имущества будет происходить по новой технологии в автоматическом режиме и через модуль ФГИУ.

    Электронные площадки

    ЗУ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» (No2245-VIII) 1 января 2018 года обрел юридическую силу. Им внедрена Единая база данных отчетов (далее – База). Представлена:

    • модулем, который определяет рыночную стоимость в электронном формате;
    • базой данных.

    По Закону, оценщики обязаны вводить данные из отчетов. Это необходимо для их регистрации посредством авторизованных электронных ресурсов. Напомним, ранее это осуществлялось непосредственно в Базу.

    Площадки начали действовать 18 июля 2018 года. Их основной функцией является передача информации от оценщиков напрямую. При этом, исключается необходимость обработки данных государственной базой и дальнейшее возвращение результатов модулем автоматической проверки отчетов.

    Состоянием на 10 октября 2019 года, в пользу площадок с населения взыскали свыше 700 млн грн.

    Изменения с 01 января 2020 года

    Определение рыночной стоимости будет автоматизировано. Процесс будет происходить на основании данных об объекте, которые любое лицо может внести в Базу онлайн. Информация должна подтверждаться официальными документами. Перечень данных, которые нужно внести в Базу, утверждает ФГИУ.

    Чтобы сформировать информационную основу для определения рыночной стоимости, Фонд будет использовать:

    • открытые информационные источники;
    • данные о рыночной стоимости недвижимости (вносятся в Базу на основании отчетов);
    • данные о ценах, приведенных в договорах купли-продажи (вносятся в Базу нотариусами).

    В процессе определения стоимости каждой справке автоматически присваивают уникальный регистрационный номер. Также это распространяется на формирование соответствующих электронных справок по запросу лиц. Тоже происходит в автоматическом режиме.

    Информация в Базе будет открытой. Предусматривается обнародование всех данных про объект, а также стоимость в автоматическом режиме. Информацию можно загрузить. Скрытыми останутся персональные данные владельца и заказчика отчета.

    База станет удобным, абсолютно открытым и бесплатным интерактивным сервисом как для специалистов отрасли, так и общество в целом.  Это гораздо удобнее, чем электронные таблицы, которые еженедельно обнародуют вручную. К тому же, в неполном виде.

    Нотариусы получат к Базе бесплатный доступ. Это позволит проверять:

    • формирование справки об рыночной стоимости;
    • регистрацию отчета;
    • присвоение объекту уникального регистрационного номера;
    • вносить данные про цену объекта, приведенную в договоре купли-продажи (им же удостоверяется).

    Для налогообложения не применяются отчеты, которые:

    • не были зарегистрированы в Базе или лишены уникального регистрационного номера (согласно Закону);
    • были зарегистрированы свыше 6 месяцев тому.

    База не присвоит отчету уникальный номер, если после даты его составления прошло больше 5 рабочих дней. То же касается документов, которые рецензировались. В этом случае учитывается дата завершения рассмотрения отчета.

    Регистрация документа и присвоение уникального номера происходит при соблюдении одного условия. Определенная в нем стоимость должна находиться в рамках допустимого 25%-го ценового диапазона рыночных цен на сопоставляемую недвижимость. При этом учитываются данные, присутствующие в Базе. Алгоритмы, по которым устанавливаются подходящие для сопоставления объекты, определяет ФГИУ.

    Стоимость оценки недвижимости – 2,5% от величины прожиточного минимума. Точнее, речь про услугу формирования Базой электронной справки про рыночную стоимость. В качестве последнего берется норма для трудоспособных лиц, действующая состоянием на 1 января того года, в котором делается справка. На 01 января сумма составит 50,68 грн.

    Стоимость регистрации отчета – 10% от величины прожиточного минимума. Норма устанавливается так же, как и в предыдущем случае. 1 января она составит приблизительно 300 грн.

    Отчеты хранятся в Базе в электронном формате.

    Обязанности Фонда, согласно Закону

    С 31.01.2020 года:

    • отключить от Базы все электронные ресурсы;
    • обеспечить функционирования Базы с возможностью внесения оценщиками соответствующих данных в прямом, бесплатном и беспрепятственном режиме;
    • позволить нотариусам бесплатно и беспрепятственно мониторить регистрацию отчетов.

    С 01.07.2020 года в Базе будут:

    • электронное определение рыночной стоимости;
    • отчеты, касающиеся оценки модуля электронного расчета цены;
    • формирование Е-справок про рыночную стоимость в автоматическом режиме.

    До 01.07.2020 года Фонд должен обеспечить права интеллектуальной собственности на Базу и все ее компоненты (включая ПО).

    Реалии

    Принятие закона имеет массу положительных моментов. Но возникает вопрос: не увеличатся ли с 1 января 2020 года расходы сторон, заключающих договор купли-продажи недвижимости?

    Стоит вспомнить про опыт, который был у заказчиков первые пару месяцев после запуска модуля автоматической проверки информации из отчетов. Тогда программа «пропускала» цену имущества. Это при том, что последняя иногда была в разы больше, чем рыночная стоимость недвижимости.

    Доход от продажи недвижимости рассчитывается исходя из цены, приведенной в договоре. Должен быть не меньше стоимости, которую определил модуль.

    Поэтому собственникам полагалось платить «лишние» сборы, либо налог за продажу недвижимости с лихвой.

    К примеру, в 2018 году ФГИУ были опубликованы величины индикатора, которые обобщили по территориальному признаку. Для жилой недвижимости они оказались следующими:

    1. Киев:
    • центральная зона – 33 207 грн/м2;
    • районные центры – 6 591 грн/м2.
    1. Львов:
    • центральная зона – 26 669 грн/м2;
    • районные центры – 5 679 грн/м2.
    1. Одесса:
    • центральная зона – 27 604 грн/м2;
    • районные центры – 6 080 грн/м2.

    Напомним, что данные показатели влияют на расчет суммы паевого участия при строительстве. В скором времени оно перестанет действовать. Однако для договоров, заключенных до 1 января паевой взнос остается актуальным.

    Но даже по состоянию на 2018 год, эти показатели сложно назвать рыночными. Причем даже если учесть, что в центральной части городов есть новостройки (с ценой 50-100 тыс. грн/м2) и хрущевки.

    Модуль определения рыночной стоимости и алгоритмы, определяющие сопоставимые объекты недвижимости должны учитывать все факторы, влияющие на стоимость. Иначе затраты сторон соглашения существенно возрастут. Более того, они будут существенно больше суммы, которую сейчас «экономят» электронные ресурсы – 1860 грн.

    Стоит отметить, что в Законе предусмотрен отказ в регистрации отчета. Это происходит автоматически. Основание – превышение определенной в отчете стоимости допустимого ценового диапазона в 25%. В таком случае предусмотрена возможность обращения лица с заявлением о проведении рецензирования отчета. Может осуществляться человеком, который использует отчет, либо субъектом оценочной деятельности. Происходит на протяжение 5 дней (рабочих) с момента отказа в регистрации в электронном формате (через Единую базу), либо письменно (в ФГИУ).

    Рассмотрение длится до 5 дней (рабочих). Осуществляет его ФГИУ, впоследствии принимая соответствующее решение.

    Но и тут непонятно, во сколько обойдутся услуги субъекта оценочной деятельности, касающиеся подготовки отчета и обращения в ФГИУ. Плюс, нет гарантий, что решение Фонда будет положительным.

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
    Loading...

    Залишилися питання? Задайте їх нашому фахівцю і отримайте відповідь протягом 20 хвилин.

    [gravityform id="54" title="false" description="false" ajax="true"]
    Усиление штрафов, административной и уголовной ответственности за нарушения в градостроительстве

    17.02.2021

    2 293

    Усиление штрафов, административной и уголовной ответственности за нарушения в градостроительстве

    16 февраля Верховная Рада Украины зарегистрировала два законопроекта (№5071 и №5072). Первый направлен на усовершенствование гр... Читати далі

    16 февраля Верховная Рада Украины зарегистрировала два законопроекта (№5071 и №5072). Первый направлен на усовершенствование гр... Читати далі

    Нормы расстояний при строительстве и реконструкции в 2021 году

    05.02.2021

    3 716

    Нормы расстояний при строительстве и реконструкции в 2021 году

    Требования к расстояниям между зданиями определяет ДБН Б.2.2-12:2019. Он вступил в силу еще 1 октября 2019 года. Невзирая на эт... Читати далі

    Требования к расстояниям между зданиями определяет ДБН Б.2.2-12:2019. Он вступил в силу еще 1 октября 2019 года. Невзирая на эт... Читати далі

    Увеличатся ли инвестиции в строительство?

    24.07.2020

    1 810

    Увеличатся ли инвестиции в строительство?

    Сегодня строительные нормы в Украине представлены почти 200-ма ДБНами, дополненными советскими СНиПами и современными ДСТУ. Пра... Читати далі

    Сегодня строительные нормы в Украине представлены почти 200-ма ДБНами, дополненными советскими СНиПами и современными ДСТУ. Пра... Читати далі

    Формальные недостатки направления на проведение проверки ГАСК – не основание для отмены результатов?

    21.07.2020

    2 038

    Формальные недостатки направления на проведение проверки ГАСК – не основание для отмены результатов?

    Верховный Суд вынес Постановление по делу №809/1031/16. Касалось вопроса отмены: постановления про штраф за правонарушение... Читати далі

    Верховный Суд вынес Постановление по делу №809/1031/16. Касалось вопроса отмены: постановления про штраф за правонарушение... Читати далі

    Обновлен Перечень национальных стандартов для стройматериалов

    17.07.2020

    2 122

    Обновлен Перечень национальных стандартов для стройматериалов

    Министр развития общин и территорий Украины подписан Перечень национальных стандартов для строительной продукции. Составлен с у... Читати далі

    Министр развития общин и территорий Украины подписан Перечень национальных стандартов для строительной продукции. Составлен с у... Читати далі

    Санкции за неуплату налогов на землю и/или недвижимое имущество

    14.07.2020

    2 486

    Санкции за неуплату налогов на землю и/или недвижимое имущество

    Близится август. А значит, землевладельцам и тем, кто владеет недвижимостью, предстоит уплата налогов. Детально о ставках и льг... Читати далі

    Близится август. А значит, землевладельцам и тем, кто владеет недвижимостью, предстоит уплата налогов. Детально о ставках и льг... Читати далі

    Дякуємо, що зв’язалися з нами!

    Ваш запит надіслано – з Вами зв’яжуться протягом дня